Вопросы и ответы

Что такое УТМ?

Это сокращенное название универсального транспортного модуля ЕГАИС. Он представляет собой бесплатное программное обеспечение, не обладающим пользовательским интерфейсом, и отвечает за автоматическую передачу обязательных данных в ФС РАР. УТМ ЕГАИС собирает и передает информацию об обороте алкогольной и спиртосодержащей  продукции, в том числе не акцизного товара ( пиво, напитки на основе пива, сидр, медовуха, пуаре), в момент осуществления хозяйственных операций оптовыми и розничными организациями.

Где устанавливается УТМ ЕГАИС?

Модуль устанавливается на ПК, ноутбук или POS систему, соответствующим рекомендованным техническим требованиям работы УТМ. Для обеспечения надежной, корректной и бесперебойной работы УТМ  рекомендуется устанавливать УТМ на отдельный ПК. Данная рекомендация основана на результатах проведенных нагрузочных тестовых исследований в целях исключения возможных проблем при работе различных пользовательских программ с УТМ на одном ПК.

Также перед внедрением и запуском работы на реальном объекте магазину рекомендуется провести предварительное тестирование УТМ и пользовательских систем, используемых предприятием для автоматизации учета и продаж.

 Можно ли установить один УТМ ЕГАИС на все кассы?

На торговый объект устанавливается только один УТМ, вне зависимости от количества рабочих мест кассира (POS-систем), а работа кассовых мест с УТМ в таком случае осуществляется по локальной сети.

Что такое криптоключ и где его можно приобрести?

Для работы в ЕГАИС через УТМ оптовым и розничным организациям обязательно необходим криптоключ JaCarta PKI/ ГОСТ SE.  С его помощью обеспечивается защищенное соединение с сервером ЕГАИС ФС  РАР за счет  записанного на него закрытого ключа RSA, проверка подлинности лицензиата (аутентификация),а также подпись передаваемых данных  ( чек, накладная и др.документы) посредством записанной на него квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Закрытый ключ, который он содержит , является неизвлекаемым, благодаря чему не получится сделать дубликат КЭП, записанный на нем.

Зачем нужна КЭП?

Любую отчетность, сдаваемую организациями с применением телекоммуникационных средств связи ( интернет) , начиная с 01.01.2014г. разрешается заверить только усиленной  КЭП. Создание такой электронной подписи , позволяющей работать с системой ЕГАИС, осуществляется с помощью технических средств криптографии, прошедших проверку в ФСБ РФ.

Каждая усиленная электронная подпись, изготовленная для предприятий розничной и оптовой торговли, имеет сертификат , который вырвется аккредитованным удостоверяющим центром. Это необходимо для гарантирования подлинности подписи.

Для работы предприятия в ЕГАИС необходима отдельная КЭП , которой будет подписываться вся передваиваемая информация: каждый чек, накладные, акты и др. обязательные документы . КЭП оформляется на уполномоченное лицо предприятия, к примеру, на директора, управляющего или главного бухгалтера магазина.

На период тестовых подключений возможно использование тестового сертификата \кэп. Срок действия тестового сертификата -2 месяца.

Где именно в работе с ЕГАИС используется криптоключ JaCarta PKI/ГОСТ SE И и КЭП осуществляется верификация ( проверка на соответствие и подлинность) лицензиата, защита и шифрование передаваемых данных, а также подпись передаваемых в ЕГАИС электронных документов ( каждого чека, накладных и актов), криптоключ подключается на тот же ПК, на котором установлен УТМ.

 Можно  ли установить один УТМ ЕГАИС на центральный сервер торговой сети, находящийся в офисе, а торговым точкам- работать с ним удаленно?

Нет, установка УТМ ЕГАИС за пределами торговой точки невозможна. Согласно нормативным требованиям, УТМ ЕГАИС устанавливается только по месту осуществления деятельности лицензиата на каждое обособленное подразделения предприятия.

При этом на каждую торговую точку  предприятия приобретается криптоключ JaCarta c RSA-ключом и оформляется квалифицированная электронная подпись (КЭП) . С их помощью осуществляется подпись данных для отправки на сервер ФС РАР и верификация лицензиата.

Математика проста: сколько торговых точек или подразделений указано в лицензии на осуществление деятельности, столько должно быть УТМ ЕГАИС.  А на каждый УТМ подключается 1 криптоключ JaCarta  с записанной на него КЭП.

Эти «модули» работы ЕГАИС применяются только вместе именно в такой «пропорции» и никак иначе.

Как же работает ЕГАИС на розничной точке?

Давайте посмотрим на картину в целом. Кассовая программа и программа для автоматизации товарного учета передает обязательные данные в УТМ, данные на cтороне УТМ подписываются КЭП, шифруются с помощью криптоключа JaCarta  и передаются в ЕГАИС по телекоммуникационным каналам связи-интернету.

К обязательным для передачи данным при регистрации продажи на кассе относятся данные кассового чека:  информация о товаре, штрихкоде продукции, уникальном штрихкоде федеральной специальной марки, акцизной марки (PDF-417), стоимости продукции, номер чека, его дата и время, номер кассовой смены, заводской номер ККМ, идентификационные данные организации , такие как ИНН,КПП, адрес торговой точки.

При  подтверждении факта закупки от поставщика в ЕГАИС передаются данные, содержащиеся в товарно-транспортных накладных: идентификационные данные организации поставщика и покупателя, информация о продукции и ее количестве согласно справочникам организации и продукции ЕГАИС. Номер и дата накладных, иная информация.

Если на торговой точке пропал интернет , сможет ли магазин продавать алкогольную продукцию?

Да, магазин сможет продавать алкоголь в случае проблем с интернетом в течение 72 часов ( трех дней). за которые организации предстоит устранить проблемы со связью. В этом случае УТМ ЕГАИС  переходит в оффлайн-режим работы  и накапливает данные. После восстановления связи и канала передачи данных через интернет происходит последовательная передача накопленных данных. В работе кассира в режиме работы УТМ оффлайн ничего не меняется: они даже не заметят изменений. Так как QR-код на чеке будет сформирован даже при отсутствии связи.

Сложнее обстоит дело с закупками алкогольной продукции, так как право собственности на продукцию от поставщика к покупателю переходит в момент отправки подтверждения накладной в ЕГАИС, а длят этого необходим интернет, т.е. работа УТМ ЕГАИС в режиме онлайн.

Что может сделать покупатель с QR-кодом на чеке и зачем он нужен?

Считав QR-код мобильным устройством, покупатель  сможет проверить легальность приобретенной им продукции через портал ФС РАР, который уже доступен для всех потребителей.


у.jpg